ПРЕИМУЩЕСТВА КАРАТЭ-ДО СЁТОКАН

ПРЕИМУЩЕСТВА  КАРАТЭ-ДО СЁТОКАН ПЕРЕД  ДРУГИМИ  СИСТЕМАМИ  БОЯ  БЕЗ  ОРУЖИЯ

Каратэ-до Сётокан и дзюдо

     Дзюдо — искусство мягкости (дзю). Он основывается на том принципе, что действиям противника, никогда не следует противостоять прямо, а надо использовать его силу в свою пользу, если он нападает, мы – обороняемся; если он отклоняется, мы его тесним. Целью схватки является бросок противника и контроль над ним на земле (полу) путем сковываний захватов или заламываний. Приемы дзюдо, таким образом, делятся на накэ-ваза (броски) и на нэ-ваза (приемы на полу). В своей древней

форме схватка могла начинаться с атаки рукой или ногой, выдвинутыми вперед, но в своем современном виде, атэ-ваза (техника поражающих ударов) отошла на задний план. Дзигоро Кано, кстати сказать, создавая дзюдо, стремился сделать из него спорт и средство воспитания и убрал опасные захваты и удары, пришедшие из древнего дзю-дзюцу. Атэ-ваза присутствует теперь только в отдельных ката, особенно в очень красивой кимэ-но ката, которой обучают только на высших ступенях. Дзюдо – это спорт, а не боевое искусство. Для того, чтобы он мог стать настоящим оружием самообороны, нужно добавить некоторые приемы из дзю-дзюцу, которые, конечно же, не нуждаются в долгом изучении, но которые не всегда знает дзюдо-ка. Он сильно рискует растеряться перед лицом внезапной и точной атаки, потому что прежде, чем он может вывести из равновесия и опрокинуть атакующего, к тому нужно приблизиться, а значит и избежать удара; однако уход без одновременного с ним блока о возможен только в том случае, если соперник малоопытен или если дзюдо-ка находится на уровне намного выше среднего. Для занятий дзюдо действительно характерна весьма условная схватка, которая начинается только после захвата кэйкоги (тренировочного костюма) партнера.

Считается, что каратэ-до Сётокан, не запрещая никаких ударов и подготавливая к реальной схватке, рассматривалось долгое время как незаконно вторгшееся в сферу, до того времени полностью пребывавшую во власти «пути мягкости», эффективность которого с широко подчеркиваемая во время публичных демонстраций (показов), переубеждала новичков. Сейчас, к счастью, не так или  почти не так: между каратэ-ка и дзюдо-ка в конце концов завязались дружеские связи; первых особенно привлекал аспект самозащиты, вторые же считали дзюдо захватывающим видом спорта. Эффективность каратэ-до Сётокан в области самообороны больше не нуждается в доказательствах и сомневаться можно лишь в случае полного отсутствия информации, скорее всего по причине упорного нежелания ее получать, что мало совместимо с духом будо-ка (того, кто занимается искусством Будо). В противоположность дзюдо, каратэ-до Сётокан действительно, с самого начала было не спортом, а скорее методом для победы с помощью уверенного удара или все равно какого действия в бою до «победного конца». Спортивная эволюция каратэ-до началась совсем недавно, очень недавно, что объясняет по-прежнему суровый и даже жестокий характер схваток во время чемпионатов. Есть явная трудность в адаптации и форме занятий (спортивное соревнование), которой создатели каратэ не уделяли внимания. В этом состоит внутреннее различие между этими двумя боевыми искусствами, которое не нужно упускать из вида. Техника, используемая в каратэ-до Сётокан, жёсткой схватке — на 90% — разящие удары не только рукой или ногой, но также и локтем, коленом, головой, что уже более неожиданно, сюда добавляется техника заламывания, зажимы, кюсе (щипки за сухожилия или нервные центры), опрокидывания.

Последняя техника глубоко отличается от техники дзюдо тем, что она не является конечной целью: опрокидывание служится лишь средством для того, чтобы разрушить сосредоточенность противника и вывести его из боя с помощью атэми, как только он оказался на земле. Опрокидывание происходит, кстати, чаще всего после блокирования атаки соперника и первого атэми контратаки; это только элемент в целой цепи движений. Наконец опрокидывание выполняют за счет того, что противника валят после столкновения корпус в корпус и блокирования под угрозой вывиха или атэми, подсекают или проводят сметающий удар, что делает падение особенно резким, потому что ноги соперника почти или совсем не отрывают от земли. Не применяют броски через бедро или плечо, слишком медленно выполняемые, а потому и опасные в случае успешной атаки нападающего. Идеальное опрокидывание — то, которое проведено без захвата противника (так, в каратэ-до Сётокан нет «захватов», таковые имеются в дзюдо): напри- мер, сметающим движением ноги, выдвинутой во время атаки вперед. Основа техники каратэ-до Сётокан состоит, в любом случае, главным образом в блокировании атаки противника путем подставки предплечья или в отведении ее сторону (блоком, сопровождаемым уводом корпуса), перед контратакой, осуществляемой внезапным ударом; единственный ответный удар, направленный в слабое место противника, в идеальном случае должен быть решающим.

Каратэ-до Сётокан и айкидо

     Айкидо – это система, разработанная в начале нашего века японцем Морихеи Уэшиба. В большей мере, чем просто спорт или боевое искусство, настоящее айкидо («соединения энергии») — духовная практика, философия с отпечатком религиозности. Цель его — доказать противнику, что он не может нас победить, причем не причиняя ему при этом непоправимого вреда. Эта гуманная сторона объясняется религиозными корнями айкидо. От атаки противника ловко уходят (сабаки), но не блокируют ее; противника дезориентируют и опрокидывают, всегда во вращательном движении, благодаря рациональному, а позже — интуитивному а использованию его собственной силы. Идеальное движение выполняется с минимумом контакта с конечностями противника. Можно повалить противника на землю и привести его в полностью безопасное положение и за счет сильного сгибания или о выкручивании какого-нибудь сустава руки, например, локтевого или плечевого. Занятия айкидо очень зрелищны, т. к. все действия в высшей степени ловки и гармоничны, без столкновений или синкопных движений, как это происходит в каратэ. Каратэ-до Сётокан менее выразительно, чем дзюдо или айкидо, так как падения происходят и редко и, во всяком случае, не так зрелищны; с другой стороны, так как в контратаке нет контакта, эффективность ответа менее очевидна. Каратэ-до Сётокан, несмотря ни на что, ближе к реальности: нужно  быть большим специалистом айкидо, чтобы избежать одного или нескольких ударов, наносимых с реальным намерением поражения, в то время как та же степень эффективности может быть и достигнута в каратэ-до Сётокан быстрее. Речь ни идет о том, чтобы оспорить мастерство больших специалистов айкидо, но нужно подчеркнуть, что мало кто из спортсменов имеет достаточно мужества, терпения и настойчивости для достижений этой ступени мастерства; ведь опасность состоит в остановке при движении вперед, когда вы подставляетесь атаке опытного и решительного соперника. Этот очевидный факт, кстати, признан многими японцами, которые изучали айкидо под руководством Уэшиба. Они (особенно Мочидзуки, глава Есэй-Кан, и Томики, который руководит секцией айкидо в Кодокане) впоследствии разработали, основываясь на первоначальном айкидо, собственные методы, основанные на старом дзю-дзюцу или на каратэ, которые больше уделяют внимание прямым разящим ударам и, особенно, ударам ногами: ответы не только построены на опрокидываниях и заламываниях рук, но также и на атэми; движения еще по-прежнему круговые, но они становятся более прямыми и более быстрыми. Упор больше делается на эффективность движений в реальной схватке и меньше на философский аспект занятий. Так как айкидо — ценное оружие защиты, менее грубое, чем каратэ-до Сётокан, оно особенно подходит женщинам и людям пожилого возраста, так же как и тем людям, которые по складу характера больше приемлят менее жесткие и более мирные методы. В этом впрочем, и состоит вся прелесть, заключающаяся в многообразии японских боевых искусств. В противоположность дзюдо и каратэ-до Сётокан, в айкидо еще нет соревнований. Во всяком случае, движение в пользу введения этого вида как спортивного внутри некоторых школ только развивается, но оно сталкивается с некоторыми серьезными трудностями, даже с учетом того, что айкидо теоретически – исключительно метод обороны, а не атаки. Дзюдо, каратэ и айкидо имеют, однако, общие принципы, которые являются таковыми и для всех японских боевых искусств: концентрация энергии тела в области ниже пупка (хара или тандэн), расслабление сознания, воинственный взгляд, равновесие, достигнутое путем перевода центра тяжести на более низкий уровень и т. д.).

Каратэ-до Сётокан  и бокс

     Английский бокс — это спорт, распространенный во всем мире, международные встречи по которому всегда очень популярны. Его характеристики, таким образом, хорошо известны, поэтому нет необходимости их долго анализировать. Напомним на всякий случай, что боксер обычно ведет бой в перчатках, что может поставить его в весьма невыгодное положение, когда он сражается просто кулаками. Кулаки, будучи не полностью сжатыми из-за привычки работать в перчатках, могут быть повреждены во время контакта с очень твердой поверхностью. С другой стороны, боксер пользуется только руками и, даже если он делает это блестяще, он остается уязвимым ниже пояса. Каратэ-ка может испытывать некоторые трудности, выступая против опытного боксера, сражающегося в той манере, которая ему ближе, т. е. в манере кулачного боя, однако каратэ-ка легко может удерживать боксера на расстоянии, за счет разнообразных ударов ногами, к которым противник не готов. Как и английский бокс, французский бокс имеет многочисленные условия. Являясь сплавом древнего марсельского «савата» (французского бокса с применением ударов ногами), который появился в начале первой половины XIX века, и английского бокса, он был создан Ж. Шарлемоном. После периода расцвета в период Бель-Эпок (1900-1914 г.г.), когда открывались многочисленные залы, наметился упадок, число занимающихся уменьшилось. После последней войны некоторые преподаватели дзюдо заинтересовались им в надежде найти стоящее его сочетание с дзюдо (так возникло недолговечное «дзюдо-сават»). Но недавно под опекой Французской федерации дзюдо и присоединившихся дисциплин (в которой Французский бокс имеет сейчас свою секцию) интерес к этому виду спорта появился снова. Техника и тренировки французского боксера разнообразны и привлекательны. Только ношение перчаток и обуви лишает французского боксера многих возможностей использования своего естественного оружия, особенно рук, и боксеры стремятся добиться скорее красоты жеста, чем эффекта в бою. Однако нужно сделать оговорку, Французский бокс прогрессировал в последнее время благодаря динамичности напористых спортсменов (борцов), таких как Бернар Плезе и Марк Кюнстль; атаки стали более жесткими. Однако этот обновленный французский бокс ближе к полностью контактному стилю (full contact), чем к традиционному каратэ. Французский бокс и полностью контактный стиль являются прежде всего видами спорта, тем более, что первый из них придет явно большее значение поведению (здесь есть еще что-то от «справедливой игры» (fair рlау) джентльменов периода Бель-Эпок) и расположение духа. Как бы там ни было, главная идея каратэ-ка — это не подготовка к вежливому нападению на ринге, а готовность всегда предвидеть возможность тотальной схватки не на жизнь, а на смерть, той схватки, которая только и может по-настоящему мобилизовать до предела возможности индивидуума. Это главное различие находит свое отражение в некоторых положениях, принимаемых во время довольно похожих ударов. Так, например, во время удара ногой в корпус французский боксер вытягивает руку в противоположном направлении с целью создания противовеса, тогда как во время ёко-гэри, исполнение которого довольно похоже, каратэ-ка максимально концентрирует свою силу в на- правлении удара, держа руки около корпуса, а грудь — как можно вертикальнее, чтобы иметь возможность быстрее перейти к другому удару, проводимому в том же направлении. Это – дух решительности (кимэ), который намного больше, чем удар, обеспечивает каратэ-до Сётокан его значительную эффективность.

Добавить комментарий